Введение

Жизнь и творчество человека, о котором я пытаюсь рассказать, являют собой образец служения родному народу и революции. Не побоюсь сказать, образец беспримерный. Пожалуй, ни один поэт не добивался с такой последовательностью и упорством практического приложения таланта к решению непосредственных задач революции, задач, возникающих по мере ее развития, не растворял так свое творчество в общественной жизни своего времени. Он гордился тем, что может назвать себя поэтом среди политиков и политиком среди поэтов. И с полным основанием признавал над собой единственного судью — народ.

Еще в начале 20-х годов литературный критик А. Воронский так определил место Демьяна Бедного в советской поэзии: «В поэзии это пролетарское лицо русской революции, но с ее крестьянским обличием, отразил, как никто иной, Демьян Бедный»1. Статья Воронского до сих пор остается лучшей статьей о поэте. Но она написана в годы наивысшего взлета поэзии Демьяна Бедного, в дни его наибольшей популярности и славы и далеко не охватывает всего пути поэта. А кроме того, формула критика, очень верно характеризующая облик поэзии Бедного, сложившийся на почве взаимоотношений и взаимодействия двух основных движущих сил русской революции, не исчерпывает содержания этой поэзии. Суть в том, что Демьян Бедный не только отразил лицо нашей революции, но и как никто из поэтов на первых ее порах способствовал своей поэзией внесению социалистического сознания в огромные, разбуженные революцией массы; он был политическим просветителем этих масс — и прежде всего трудового крестьянства, с которым связан корнями, своей мужицкой родословной.

Будучи «природным мужиком», он прекрасно понимал двойственность психологии трудового крестьянина. И когда новым светом ленинской большевистской правды озарилась душа поэта, он отдал весь свой талант тому, чтобы сделать эту правду достоянием умов и сердец простого люда, перелагая ее словами ясной, доходчивой, самобытной народной речи на самый влиятельный в мире язык — язык образов.

Своей поэтической работой он внедрял в сознание масс понимание того, что подлинное искусство — их верный помощник в борьбе, в строительстве новой жизни, средство, позволяющее действенно изменять мир, растить душу.

Все он изведал — и счастье удач, и боль поражений, был и прав и не прав, впадал в ошибки, пережил взлет невиданной общенародной популярности и жестокое отторжение от всего того, что составляло его жизнь, изведал головокружительную до неумеренности хвалу, и раздирающую сердце хулу, и безмерное ошельмование — всего этого вдосталь выпало ему на долю. Только страстная, гордая и могучая натура могла вынести и преодолеть такие испытания, не теряя стойкости духа, не оставляя пера. И только большевистская закалка бойца ленинской гвардии, верность идеалу помогли ему выстоять.

Поэт-трибун, выходец из народных низов, он являл собою образец личности, завидно сочетавшей физическое здоровье с мощью духа и гигантской работоспособностью. Казалось, сама природа позаботилась о том, чтобы наградить будущего неутомимого бойца богатырским сложением и неистощимым запасом сил. «Детина в шесть пудов весом. Крепкая черная кость», — с удовлетворением характеризует он себя в молодые годы... Лицо с высоким лбом выражает нравственное достоинство и уверенность в себе. И прежде всего завораживает устремленный на вас проницательный взгляд светящихся умом глаз. Иногда в них проблескивает лукавая искорка смеха. Юмор был неотъемлемой чертой его таланта и его характера. Характера насмешливого, самостоятельного, крутого и неуступчивого. Характера человека, идущего к друзьям с открытой душой, полного доброжелательства, и непримиримого к идейным врагам. Человека, не умеющего ни в чем фальшивить, притворяться и льстить. Он не обладал христианским смирением и не прощал обид. Зато уж и ему не прощали ни малейшей оплошности. По жизни он прошел твердой походкой солдата революции, до конца дней отдавая все свои силы благородному служению родной литературе и идеям коммунизма.

Жизнь Демьяна Бедного с полным основанием можно отнести к ряду героических жизней. О ней мне и хочется рассказать, насколько это в моих силах и в пределах моего понимания этой жизни, отнюдь не претендуя на роль исследователя и не соперничая с теми, кто пристально занимается научным изучением его творчества и чьими работами я сам с благодарностью воспользовался2.

Многое в биографии поэта еще остается недостаточно освещенным. Кое-что в прежних взглядах на его творчество нуждается в пересмотре. Перед исследователями еще непочатый край работы.

Примечания

1. А. Воронский, Литературно-критические статьи, «Советский писатель», М. 1963, стр. 320.

2. Литература о Демьяне Бедном, как известно, пока еще небогата. Работы 20-х годов, за исключением статьи А. Воронского, давно вышли из круга чтения. Из работ послевоенных лет, кроме вступительных статей, хорошо известны: критико-биографический очерк И. Эвентова «Демьян Бедный» (Гослитиздат, 1958), незаконченная работа В. Куриленкова «Демьян Бедный» («Советский писатель», 1954), очерк Л. Швецовой в трехтомной «Истории советской литературы». Лишь в 1963 году появилась книжка В. Монастырское, изданная в Тамбове, и посвященные раннему периоду творчества поэта исследования А. Прямкова («День поэзии», М. 1963), А. Бережного («Вестник Ленинградского университета», 1963, № 8).

Статистика