С. Михалков. «Грозное оружие»

«Русские поэты. Антология в четырех томах». — Москва, «Детская Литература», 1968.

Крестьянский сын Ефим Придворов родился в апреле 1883 года. Вторично он родился в 1912 году боевым сатириком Демьяном Бедным. «С этого времени (цитирую Бедного), — жизнь моя — как струнка». Меньшевики и эсеры, кадеты и прочие им подобные стали бояться своего обличителя.

Демьян Бедный сразу же нашел путь к сердцу солдата и крестьянина, рабочего и красногвардейца. Это поистине счастливая судьба, которой может позавидовать любой поэт!

Популярнейшую в годы гражданской войны песню Демьяна Бедного «Как родная меня мать провожала» знают не только те, кто в гражданскую войну сам держал в руках оружие, сражался за Советскую власть, за народ, за социализм. Ее знают и любят и те, чье детство прошло в более поздние годы — довоенные и во время Отечественной войны. Стихи и песня Бедного и сегодня, как и тогда, когда были созданы, читаются, поются, доставляют эстетическое наслаждение. Творчество Бедного многогранно.

Бедного смело можно назвать сатириком-международником. Стрелы его разят наших врагов и теперь.

Ничего доброго не сулил Бедный и «проплеванным» мещанинам. Он честно предупреждал, что им не поздоровится, что советские сатирики с ними справятся, сделают из них в «Крокодиле» мешанину.

Свои позиции, свои взгляды на искусство Демьян Бедный отстаивал горячо и убежденно. Он считал, что все работники идеологического фронта, фронта искусства, должны сообща по-партийному, по-хозяйски решать судьбу культуры своей страны.

Высокообразованному книголюбу Демьяну Бедному пришлось немало повоевать за чистоту русского языка с «гнилой литературщиной» и против буржуазных влияний, за утверждение культурного наследия в развитии советской литературы и искусства. Он не щадил тех, кто писал «языколомно, невразумительно к тому ж». В своих стихотворениях Демьян Бедный утверждал принципы жизненной правды, социалистического реализма. Он открыто, без аллегорий, так любимых баснописцами, обращается к литераторам и предостерегает от чуждых влияний:

Советский сноб живет! А снобу сноб сродни.
Нам надобно бежать от этой западни.
Наш мудрый вождь, Ильич, поможет нам и в этом.
Он не был никогда изысканным эстетом.
И, несмотря на свой — такой гигантский! — рост,
В беседе и в письме был гениально прост.

      («О соловье»)

Неукротим был Демьян Бедный в спорах с теми, кто отрицал роль басни в наше время. Утверждения о том, что со смертью Крылова развитие басни прекратилось и историческая роль басни как самоценного жанра выполнена, — подобные тирады вызывали резкий отпор сатирика. Он ведет спор с теми, кто пытается устранить басню с боевого литературно-революционного фронта. Собственным творчеством Демьян Бедный блестяще доказал, что жанр басни жив.

Когда Демьян Бедный умер, находились некоторые, кто говорил, что умер и возрожденный им жанр басни. Нет, любимая народом, традиционная по своей форме басня не может умереть!

Считая себя в известной степени учеником Демьяна Бедного, я представляю себе, как радовался бы он сегодня, узнав, свое почетное место в литературе занял жанр сатиры, которая была, есть и остается боевым оружием в борьбе с пережитками прошлого. Если бы Демьян Бедный был сегодня с нами, он, конечно, стоял бы в первых рядах наших сатириков, сражающихся на переднем крае идеологической борьбы за коммунизм.

А его многолетняя прямо-таки образцовая работа в редакции газеты «Правда», работа поэта-чернорабочего, поэта-газетчика, поэта-бойца, разве это не прекрасный пример для всех нас, кто наперекор всем снобам и эстетам считает своим гражданским долгом и честью сотрудничать в партийной печати?!

Так же как и поэзия Маяковского, сатира и гражданская лирика Демьяна Бедного работают на коммунизм!

Релама

niasam.ru информация от партнеров

Статистика